
Фильм «Свалка» в истории бразильского кино занимает особое место. Документальный – но прогремевший на большом экране, малобюджетный, но невероятно известный, спорный и противоречивый, но снискавший единодушную любовь критиков.
Режиссер о фильме
В намерения режиссера Люси Уокер входило в первую очередь создание документального фильма о мусоре. Она интересовалась вопросом, как мусор влияет на нас, каково это постоянно иметь с ним дело, и почему мусор мы вполне сознательно отвергаем. Ее интерес к мусору был спровоцирован близким знакомством с последним пристанищем Башен-Близнецов, а потом и на огромной свалке, поразившей воображение художника. Режиссер документального кино долгое время мечтал снять фильм о сути мусора и его влиянии на современный мир, однако воплотить свою мечту удалось не сразу. После знакомства с Виком Мунисом, ставшим главным героем и одновременно актером фильма. Фильм должен был стать продолжением его собственной работы, включавшей ранее крупный мусор. Вдохновением для них стала Бразилия, город контрастов, где режиссеру удалось договориться со сборщиками мусора. Именно они, катадоры, стали основной темой фильма.
Мусор – это честно
Люди, ставшие главными героями этого фильма, словно погружают зрителя в собственный мир. Их жизнь — это свалка, истории, рассказываемые и на камеру, и друг другу, могут вызвать отвращение. Но именно катадоры честнее большинства жителей трущоб. Они ничего не боятся, даже северной части Рио, где им было суждено вырасти. Большинство из них не имели никакого выбора – среди фавел нет приличной работы. Можно заняться торговлей наркотиками, можно проституцией, а можно работать с мусором. Мусор – это хотя бы честно. И режиссера документального кино, и всю съемочную группу, как потом и зрителей, поражает невероятная честность этих людей. Они не трогают собранное другими, даже если это несколько тысяч долларов. Многие читают, среди героев фильма есть и интеллектуалы, собирающие книги для собственной библиотеки. Есть и наркоманы, и просто потерянные люди. Большинству совсем некуда идти. В обычный день они зарабатывают две минимальных зарплаты, продавая добытое вторсырье, но живут все еще в основном на свалке. Тем интереснее наблюдать за ними, и за снятыми тем же вечером богачами, готовыми купить сделанные Виком работы из мусора.
Фильм «Свалка» — история людей, которых мы предпочитаем не видеть, и мусора, на который не хотим обращать внимания. Это не призыв к помощи, ведь большинство жителей мусорных куч совсем не нуждаются в спасении. Они антитеза нашего общества потребления, вторая сторона нашего мира, создаваемая нами самими. Поэтому так интересно наблюдать за ними, за художниками и богачами, все больше понимая необычную суть человеческой природы.